Онлайн-кассы, электронный чек, отмена льготы для плательщиков ЕНВД

08.08.2016

С 15 июля 2016 года вступил в силу Федеральный закон от 03.07.16г. № 290-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации». На основании данного закона внесены изменения в Федеральный закон от 22.05.03г. № 54-ФЗ о применении ККТ.

ФЗ № 290-ФЗ начал действовать с 15 июля 2016 г., но в полную силу заработает не сразу. Так как закон предусматривает переходные положения. Так, с 1 февраля 2017 г. прекратится регистрация кассовых аппаратов, которые не отвечают новым требованиям. На смену привычным кассовым аппаратам придут онлайн-кассы, через которые нужно будет передавать в налоговую инспекцию данные о каждом пробитом чеке. До 1 июля 2017 г. компаниям и предпринимателям нужно зарегистрировать новую или модернизированную ККТ. А с 1 июля 2018 года к ним присоединятся плательщики ЕНВД и предприниматели на патентной системе, которые с указанной даты потеряют право не использовать контрольно-кассовую технику. Кроме этого, уже с 15 июля 2016 года начали действовать новые санкции за неприменение ККТ и другие нарушения в данной сфере.

Данная тема, как мне кажется, интересна для каждого из нас, поэтому продолжим знакомится и дальше с изменениями, которые ожидаются с введением онлайн-касс.

Кого освободили от применения ККТ

С 15 июля 2016 года расширяется список лиц, освобожденных от использования ККТ

Список видов деятельности, при которых кассовую технику можно не применять и по новым правилам, содержится в том же Федеральном законе № 54-ФЗ.

В него вошли организации и предприниматели, которые

  • оказывают услуги по ремонту и окраске обуви
  • занимаются изготовлением и ремонтом металлической галантереи и ключей
  • реализуют собственные изделия народных художественных промыслов
  • и некоторые другие категории лиц
  • также от применения ККТ освобождены ИП, которые сдают в аренду принадлежащие им жилые помещения.

За некоторыми категориями торговцев, которые и ранее могли не использовать ККТ, это право сохранилось и после вступления поправок в силу. К ним, относятся организации и ИП, которые

  • продают в киосках газеты, журналы и сопутствующие товары (если доля выручки от реализации прессы составляет не менее половины общего товарооборота)
  • а также мороженое и безалкогольные напитки в розлив
  • по-прежнему могут в общем случае не применять ККТ те, кто занимается разносной торговлей, либо реализует товары на ярмарках, розничных рынках и в выставочных комплексах
  • освобождение от использования касс сохранилось за лицами, которые торгуют с автоцистерн молоком, квасом, живой рыбой
  • а также за теми, кто продает сезонные овощи, фрукты и бахчевые культуры.

Помимо этого могут продолжать не применять ККТ компании и предприниматели, находящиеся в отдаленных и труднодоступных местностях (за исключением городов, районных центров и поселков городского типа). Право не использовать ККТ имеют те из них, кто работает в местности, упомянутой в специальном перечне (его утверждают региональные власти). Ранее такие торговцы при наличных расчетах не выписывали покупателям никаких документов, теперь же должны выдать по требованию клиента документ, подтверждающий факт оплаты.

Как и прежде могут не применять ККТ аптечные организации, находящиеся в фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктах в сельской местности. Право не использовать кассы сохранилось и для обособленных подразделений медицинских организаций, имеющих лицензию на фармацевтическую деятельность, которые расположены в сельских населенных пунктах, где нет аптек.

Во всех вышеперечисленных случаях освобождение от ККТ не действует, если для расчетов используются специальные автоматические устройства, позволяющие рассчитаться с продавцом без его непосредственного участия.

Кроме того, право не применять ККТ не распространяется на тех, кто реализует подакцизные товары.

Кто утратит право на освобождение от ККТ

Ряд категорий лиц, которые прежде не использовали контрольно-кассовую технику, но из-за внесения поправок в Закон о применении ККТ потеряют право на освобождение:

  • налогоплательщики ЕНВД и предприниматели, которые перешли на патентную систему налогообложения. В настоящее время они могут не применять ККТ при условии выдачи по требованию клиента документа, подтверждающего факт оплаты. Такое положение сохранится до 1 июля 2018 года, после чего «вмененщики» и налогоплательщики на ПСН будут обязаны использовать контрольно-кассовую технику на общих основаниях
  • лица, торгующие некоторыми видами товаров: чайной продукций в поездах, лотерейными билетами, почтовыми марками по номинальной стоимости. В настоящее время у них есть право не применять ККТ, но начиная с 1 июля 2018 года, оно будет утрачено
  • продавцы, установившие торговые автоматы. В настоящее время Закон о применении ККТ не обязывает оснащать торговые автоматы контрольно-кассовой техникой. Данное освобождение будет действовать до 1 июля 2018 года, затем владельцы торговых автоматов должны оборудовать каждый из них ККТ.

Предполагается, что с 2018 года Единый налог на вмененный доход будет упразднен и все плательщики ЕНВД должны будут перейти на Патентную или любую другую систему налогообложения.

Применение ККТ при оказании услуг населению

В настоящее время компании и ИП, которые оказывают услуги населению, могут вместо кассовых чеков выдавать бланки строгой отчетности. Эти бланки либо печатают в типографии, либо формируют при помощи специальных автоматизированных систем. Это будет продолжаться до 1 июля 2018 года. После указанной даты право выдавать БСО при оказании услуг населению сохранится. Но формировать бланки можно будет только одним способом — при помощи устройства под названием «автоматизированная система для бланков строгой отчетности». Несмотря на схожее название, данное устройство отличается от автоматизированной системы прежнего образца. Новая автоматизированная система для БСО — это разновидность контрольно-кассовой техники, и к ней предъявляются такие же требования, как к любой другой ККТ. Бланк строгой отчетности станет, разновидностью кассового чека.

Есть и еще одно нововведение. Согласно прежней редакции Закона о применении ККТ, бланки строгой отчетности разрешалось выдавать только при оказании услуг. Новая редакция Закона о применении ККТ позволяет использовать БСО и в случае выполнения работ. Это правило действует с момента вступления в силу ФЗ № 290-ФЗ, то есть с 15 июля 2016 года.

Применение ККТ при интернет-торговле

До сих пор не было полной ясности о том, нужно ли при интернет-торговле использовать контрольно-кассовую технику. В ранее действовавшей редакции Закона о применении ККТ, об этом ничего не говорилось.

В новой редакции Закона о применении ККТ интернет-торговле уделено особое внимание. Например, появилось понятие «расчеты с использованием электронных средств платежа в сети „Интернет“». Под ними подразумеваются расчеты, исключающие возможность непосредственного взаимодействия покупателя с продавцом. При таких расчетах применяются подключенные к интернету устройства, дающие возможность дистанционного взаимодействия покупателя с продавцом.

Законодатели обозначили, что ККТ нужно применять не только при наличных расчетах, но и при расчетах посредством электронных средств платежа. В последнем случае можно приобрести специальную кассу, предназначенную только для интернет-расчетов. Такой кассовый аппарат, в отличие от обычного, не снабжен принтером для печати чеков.

Обратите внимание, исключение сделано для ситуаций, когда интернет-расчеты происходят между двумя компаниями, двумя предпринимателями, либо между компанией и ИП. В этих случаях использовать контрольно-кассовую технику для интернет-торговли не надо.

Новые требования к контрольно-кассовой технике

Одним из основных требований к ККТ станет возможность подключения ее к интернету. По этой причине «новые» кассы называют онлайн-кассами. Существуют и другие требования, в частности, наличие корпуса с заводским номером, встроенных часов и устройства для печати чеков с двухмерным штрих-кодом.

Как и раньше, продавцы смогут использовать только кассовую технику, включенную в специальный реестр. В дополнение к этому появится отдельный реестр для фискальных накопителей.

Все данные о моделях ККТ и конкретных экземплярах вместе с номерами фискальных накопителей будут собраны в специальные реестры, которые будет вести ФНС России. Открыв реестр, инспектор сможет посмотреть, где установлена касса, кому она принадлежит и т.д.

Окончательные требования к кассовому аппарату онлайн до конца не сформулированы, но уже известно следующее. Кассовые аппараты будет оснащен новым блоком ЭКЛЗ-4. ЭКЛЗ будет совмещено с фискальной памятью аппарата и в нем, будет использоваться новый криптографический 128-битный ключ. Сроки непрерывной работы ЭКЛЗ определены, благодаря использованию новых алгоритмов шифрования, они могут быть расширены до 36 месяцев. ЭКЛЗ станет криптографических средством и будет иметь два исполнения:

  • ЭКЛЗ со сроком действия 13 месяцев для Общей системы налогообложения и Упрощенной системы налогообложения;
  • ЭКЛЗ со сроком действия 36 месяцев для ЕНВД и Патентной системы налогообложения;

Второе требование к ККМ, обязательно наличие 2-х протоколов передачи данных. Первый протокол Ethernet (проводное соединение), второй протокол передачи данных должен быть беспроводным (2G/3G/4G или WiFi).
Все кассовые аппараты будут вноситься в Государственный реестр ККМ в момент производства и проверки на заводе изготовителе, и иметь свой уникальный заводской номер.

Меняется схема взаимодействия между бизнесом и фискальными учреждениями. Так, если раньше хозяйствующим субъектам требовалось купить аппараты у дистрибьюторов и заключить договор на обслуживание с техническим центром (ЦТО), после чего техника ставилась на учет у налоговиков, то сейчас дело будет обстоять несколько иначе.

Основные же изменения касаются порядка регистрации контрольно-кассовой техники. После покупки аппарата, потребуется:

  1. в онлайн-режиме зарегистрировать его в налоговой инспекции;

Перед началом эксплуатации онлайн-кассу необходимо зарегистрировать в налоговой инспекции, а при замене фискального накопителя перерегистрировать. Регистрация и перерегистрация онлайн-кассы не требует обязательного визита в ИФНС. Пройти эти процедуры можно в онлайн-режиме, направив по интернету заявление, подписанное электронной подписью.

Для регистрации ККТ старого образца необходим договор с центром технического обслуживания, а для регистрации онлайн-кассы такой договор не нужен. Это означает, что при переходе на онлайн-кассу торговец при желании может отказаться от услуг ЦТО.

Зарегистрировать в инспекции ККТ старого образца можно будет по 31 января 2017 года включительно. Начиная с 1 февраля 2017 года, налоговики станут регистрировать только онлайн-кассы. Применять уже зарегистрированную «старую» кассовую технику разрешено по 30 июня 2017 года. После этой даты все продавцы будут обязаны использовать ККТ только нового образца.

  1. заключить договор на обработку фискальных данных с оператором — ОФД.

Договор с ОФД заключается при покупке и активации кассового аппарата и на счет вноситься предоплата за определенный период обслуживания. В случае если по какой-то причине предприниматель вовремя не внес предоплату за следующий период, кассовый аппарат автоматически исключается из реестра и в налоговую инспекцию отправляется информация о совершенном правонарушении. Что может послужить причиной для проведения проверки предприятия и ведет за собой наложения штрафа (40000-60000 рублей). После исключения аппарата из реестра, предприятие обязано приобрести новый кассовый аппарат, так как восстановление аппарата в реестр не предусмотрено (еще 40000-50000 рублей).

Согласно обновленному порядку применения ККТ, сведения о каждом пробитом чеке должны поступать в налоговую инспекцию в электронном виде. Но передача данных от продавца к ИФНС будет происходить не напрямую, а через оператора фискальных данных. Это российская организация, которая прошла весьма жесткую проверку и получила разрешение на обработку фискальных данных.
Данный сервис совместим с любой кассовой техникой и программным обеспечением. При этом он и позволяет не только передавать налоговикам данные о пробитых чеках, но и быстро регистрировать технику в ФНС в онлайн-режиме.

После подключения электронная информация о каждом пробитом чеке первоначально передается в ОФД, а оттуда массив сведений уже отправляется в территориальные налоговые органы.

Алгоритм взаимодействия пользователя кассы, ОФД и налоговиков будет следующим. Еще раз обратим на это внимание. Перед началом работы продавец заключает договор с ОФД и регистрирует онлайн-кассу в ИФНС. Кассир в обычном режиме пробивает кассовые чеки. Зашифрованные сведения о каждом пробитом чеке в электронном виде незамедлительно передаются на сервер ОФД. Там они проходят проверку, и при положительном исходе оператор направляет продавцу подтверждение о приеме. Если подтверждение не пришло, онлайн-касса автоматически дублирует передачу данных. На этом непосредственное участие торговца в процессе передачи данных о чеке заканчивается.

Далее оператор фискальных данных пересылает сведения налоговикам. Перед отправкой ОФД фиксирует всю информацию о пробитом чеке таким образом, чтобы впоследствии ее нельзя было исправить. Эти записи попадают в базу данных и в ее резервную копию. Оператор фискальных данных хранит их не менее пяти лет. Если у него вдруг аннулируют разрешение на такую работу, организация будет обязана подключиться к новому оператору в течение 20 дней. Все это время касса будет работать в автономном режиме, и «копить» чеки. После подключения они будут переданы в систему. Аналогичный порядок предусмотрен для различных сбоев соединения. Если какое-то время нет связи и ККТ не может «подключиться» к системе, она собирает данные в режиме офлайн и передает их после восстановления соединения.

С февраля 2017 года наличие договора с ОФД будет непременным условием для регистрации кассовой техники.

Какими станут кассовые чеки и БСО

Обновленная редакция Закона о применении ККТ содержит внушительный список обязательных реквизитов кассового чека и бланка строгой отчетности. Помимо привычных даты и времени расчета, в этот перечень добавлено место совершения покупки. Это почтовый адрес магазина, либо адрес сайта интернет-магазина. Есть и другие новые реквизиты: система налогообложения, под которую подпадает продажа, ставка НДС, номер экземпляра модели фискального накопителя и сайте в интернете, где можно этот чек проверить.

Поправки вводят такие понятия, как кассовый чек коррекции и бланк строгой отчетности коррекции. Эти документы предназначены для исправления ранее произведенных расчетов. Сформировать чек коррекции или БСО коррекции можно будет только в случае, если исходная операция относится к этой же смене. Иначе говоря, скорректировать вчерашние, позавчерашние или более ранние расчеты не получится.

Обязанность продавцов выдавать чеки и БСО клиентам сохраняется. Но по новым правилам при определенных условиях эти документы не обязательно печатать на бумаге. По желанию покупателя и при наличии технической возможности кассир может выслать чек или БСО в электронном виде на абонентский номер или электронный адрес, указанный клиентом. Есть и другой вариант — направить клиенту не сам чек или БСО, а сведения, при помощи которых можно их идентифицировать: регистрационный номер кассы, сумму, дату и время расчета и проч. Получив эти сведения, клиент сможет самостоятельно найти и бесплатно получить свой чек или БСО на информационном интернет-ресурсе, который указал продавец.

При дистанционной торговле через интернет-магазины продавцы не должны выдавать «бумажные» чеки или БСО (о чем было сказано выше). Это четко прописано в новой редакции Закона. В этом случае торговцы обязаны обеспечить передачу покупателю кассового чека или БСО в электронной форме на указанные им абонентский номер либо адрес электронной почты.

Причем отправку электронных чеков можно поручить ОФД.

Новые кассы покупать придется далеко не всем. Подавляющее большинство моделей вполне можно модернизировать — это следует из объяснения налоговой службы. Ряд моделей старых касс можно модернизировать, установив новое программное обеспечение и фискальный накопитель. Цена комплекта для модернизации колеблется от 3000 до 7000 руб. Причем фискальный накопитель стоит столько же, сколько ЭКЛЗ. Договор с оператором фискальных данных обойдется не дороже 3000 руб. в год. Не нужно будет заключать договор с Центрами технического обслуживания и раз в год менять ЭКЛЗ

Новые обязанности

Новый порядок применения ККТ затрагивает трех субъектов:

  • непосредственно пользователь ККТ;
  • оператор фискальных данных;
  • налоговый орган.

Обязанности организации

Чтобы иметь возможность передавать онлайн-данные в систему, пользователь ККТ должен заключить договор с оператором фискальных данных и зарегистрировать новую ККТ. При регистрации ККТ нужно, как и прежде, направить заявление в налоговый орган. Но теперь такая процедура существенно упрощена, это можно сделать электронно, через интернет (о чем уже говорилось выше). При этом возможность сдать бумажное заявление сохранена. Форму нового заявления должна утвердить ФНС России. В ней будут реквизиты, которые прямо прописаны в законе, но могут быть добавлены и иные, по усмотрению налоговиков. Перерегистрация техники нужна, если изменяются сведения о владельце и прочие данные, а также при замене самого фискального накопителя и ключа фискального признака. Ключ нужен непосредственно для передачи данных в систему налоговых органов — это своеобразный аналог электронной цифровой подписи. Срок действия ключа для субъектов малого бизнеса — спецрежимников (ЕНВД, ЕСХН и патент) составляет не менее 36 месяцев. Для сезонных производств — не менее 13 месяцев. А всем остальным придется менять его каждые 15 месяцев (п. 6 ст. 4.1 Закона № 54-ФЗ). Помимо этого, пользователь должен: своевременно информировать налоговые органы, если меняются какие-то данные, например место установки, название компании и др.; исключать возможность несанкционированного доступа третьих лиц к ККТ; предоставлять инспекторам по запросам информацию, необходимую для проверки; обеспечивать доступ должностных лиц к фискальным накопителям.

Обязанности оператора

Оператор фискальных данных должен иметь лицензии и получить экспертное заключение о том, что обладает соответствующими техническими средствами, позволяющими обрабатывать фискальные данные. Он обязан уведомлять налоговые органы о каждом заключении или расторжении договора с пользователем и обеспечивать бесперебойную передачу фискальных данных. Если какой-либо чек не пройдет фискальный контроль (не будет соответствовать фискальным признакам), оператор должен уведомить об этом налоговые органы. По запросу инспекции, которая проводит проверку пользователя, в течение трех дней предоставить определенную информацию о пользователе. Форму запроса утвердит ФНС России (ст. 4.5 и 4.6 Закона № 54-ФЗ).

Обязанности и права налоговых органов

Инспекторы как всегда будут осуществлять весь комплекс мероприятий по контролю и надзору за соблюдением законодательства о применении ККТ, в том числе следить за полнотой учета выручки. Только новый порядок сделает этот контроль менее заметным и более эффективным. Например, полнота учета выручки будет анализироваться на основании полученных через интернет данных и мониторинга расчетов. Таким образом, проверки станут преимущественно «удаленными». Но от контрольных закупок налоговая служба пока не отказывается. Более того, право их проводить теперь официально зафиксировано в п. 2 ст. 7 Закона № 54-ФЗ. ФНС России будет вести реестры ККТ и фискальных накопителей. Эти реестры будут формироваться на основании данных, полученных от изготовителей. Последние должны будут сдавать заявления о включении ККТ и накопителей в реестр. До передачи ККТ на реализацию изготовителей обязали представлять в налоговую службу уведомление обо всех изготовленных моделях техники и накопителей с указанием заводского номера и даты изготовления каждой единицы (ст. 3 Закона № 54-ФЗ). Таким образом, все без исключения кассовые аппараты будут учтены в системе. Новыми правилами предусмотрена специальная экспертиза моделей ККТ, которую имеют право проводить только те экспертные организации, которые соответствуют требованиям, определенным в ст. 3.1 Закона № 54-ФЗ, в частности, обладают чистыми активами в размере не менее 10 млн. руб.

Новые штрафы за ККТ

Срок привлечения к ответственности за кассовые нарушения увеличился с двух месяцев до одного года. Следовательно, ИФНС может вынести постановление по делу о неприменении ККТ или о другом нарушении в этой сфере в течение года со дня, когда было совершено нарушение.

Штраф за неприменение ККТ теперь зависит «от суммы расчета, осуществленного без применения ККТ», то есть от суммы, внесенной не через кассу. Ч.2 ст. 14.5 КоАП РФ:

  • юридические лица заплатят от 75% до 100% от суммы расчета без применения ККТ, но не менее 30 тыс. рублей;
  • должностные лица и ИП — от 25% до 50% от суммы расчета без применения ККТ, но не менее 10 тыс. рублей.

Ч.3 ст.14.5 КоАП РФ — введены санкции за повторное неприменение ККТ — имеется в виду, совершенное в течение года с момента привлечения к ответственности за такое же нарушение. Если сумма «повторных» расчетов без использования кассы составила, в том числе в совокупности, 1 млн. рублей или более, то должностным лицам грозит дисквалификация на срок от одного года до двух лет, а организациям и ИП — приостановка деятельности на срок до 90 суток.

Ч.4 ст.14.5 КоАП РФ — за применение ККТ, не соответствующей установленным требованиям, нарушение порядка регистрации ККТ, порядка, сроков и условий ее перерегистрации, порядка и условий ее применения:

  • для должностных лиц и ИП — предупреждение или штраф от 1,5 тыс. до 3 тыс. рублей;
  • для организаций — предупреждение или штраф от 5 тыс. до 10 тыс. рублей.

Данная санкция будет действовать с 1 февраля 2017 года.

Ч.5 ст. 14.5 КоАП РФ — за непредставление документов и информации по запросам налоговиков, либо за нарушение сроков представления:

  • для должностных лиц или ИП — предупреждение или штраф от 1,5 тыс. до 3 тыс. рублей;
  • для организаций — предупреждение или штраф от 5 тыс. до 10 тыс. рублей.

Ч.6 ст.14.5 КоАП РФ — за невыдачу покупателю кассового чека или БСО на бумажном носителе, либо ненаправление этих документов в электронной форме:

  • для должностных лиц и ИП— предупреждение или штраф 2 тыс. рублей;
  • для организаций — предупреждение или штраф 10 тыс. рублей.

Для того чтобы избежать наказания за нарушения, установленные частями 2, 4 и 6 ст.14.5 КоАП РФ, нарушитель должен сам сообщить в ИФНС о своем нарушении. Но учтите, что это нужно сделать до того, как будет вынесено соответствующее постановление. И еще, для освобождения от штрафа необходимо:

  • у налоговиков не должно быть сведений и документов об этом нарушении;
  • нарушитель должен предъявить сведения и документы, достаточные для установления события нарушения.

Для операторов фискальных данных, изготовителей техники и экспертных организаций за нарушение или неисполнение обязанностей, возложенных на них Законом № 54-ФЗ, размеры санкций выше, чем для пользователей. Например, за нарушение конфиденциальности фискальных данных оператора могут оштрафовать на сумму до 1 млн. руб. А изготовителя — за продажу техники, не включенной в реестр, — до 200 000 руб. (ч. 7–15 ст. 14.15 КоАП РФ).

Таким образом, по мнению финансистов, применение онлайн — касс позволит сократить объем «теневого» оборота наличных денежных средств и увеличить налоговые поступления в бюджет, путем контроля за отражением выручки, получаемой в форме наличных денежных средств.

Переход на применение новой кассовой техники создаст условия для повышения уровня защищенности прав потребителей товаров и услуг, так как покупатели смогут контролировать, насколько правильно отражены в отчетности продавцов произведенные ими операции.

При применении ККТ нового поколения инспекторы смогут в режиме онлайн отслеживать выручку по конкретной ККТ. Следовательно, проверять будут тех, у кого вдруг неожиданно и без видимых причин начнет падать выручка.

Остались вопросы по порядку применения ККТ? Получите бесплатную консультацию эксперта - звоните 8 800 70 787 02
 Читайте другие материалы по теме:

Задайте вопрос Елене Викторовне, директору Бюро