Хоттабыч и бухучет

28.05.2018

В детстве прочитал сказку про Хоттабыча. Чудесное время, когда веришь во все, что написано и не понимаешь аллегорий и гротеска. Даже слов таких не знаешь. 
А недавно наткнулся на такую вот цитату из этой замечательной книги, и она навела меня на мысль о присутствии в детской книге недетского совсем смысла... 
"- Поразительно! - воскликнул он. - Я беседовал, даже не повышая голоса, с отроком, находящимся от меня в двух часах ходьбы! 
Вернувшись в Волькину комнату, Хоттабыч хитро оглянулся, щелкнул пальцами левой руки, и на стене, над аквариумом, тотчас же появилось точное подобие телефона, висевшего в прихожей. 
- Теперь ты сможешь сколько угодно беседовать с друзьями, не покидая своей комнаты. 
- Вот за это спасибо! - с чувством промолвил Волька, снял трубку, прижал ее к уху и долго тщетно прислушивался. Никаких гудков не было слышно. 
- Алло! Алло! - крикнул он. Он встряхнул трубку, потом стал в нее дуть. Гудков все равно не было. 
- Аппарат испорчен, - объяснил он Хоттабычу. - Сейчас я открою крыш ку. Посмотрим, в чем там дело. 
Но коробка аппарата, несмотря на все усилия Вольки, никак не открыва лась. 
- Он сделан из цельного куска самого отборного черного мрамора! - похвастался Хоттабыч. 
- Значит, внутри там ничего нет? - разочарованно спросил Волька. 
- А разве внутри должно что-нибудь быть? - забеспокоился Хоттабыч. 
- В таком случае, понятно, почему этот телефон не действует, - сказал Волька. - Ты сделал только макет телефона, без всего, что полагается внутри. А внутри аппарата как раз самое главное. 
…" 
(С) Л. Лагин. Старик Хоттабыч 
Мы постоянно сталкиваемся с такими вещами - красивая обертка и пустота внутри. И если Волька достаточно грамотен, чтобы мгновенно разобраться, что телефон не работает, то заказчик может вообще не понимать, что ему продали. Мне знакомы 2 сферы как минимум, в которых это случается сплошь и рядом - сайтостроение и бухучет на аутсорсинге. Просто в этих сферах происходит моя активность. Но думаю, что их может назвать каждый хороший профессионал на своем примере. 
Людям впаривают бессовестно "телефон из цельного куска черного мрамора" каждый день, иногда за немалые деньги. Недавно разговаривали с клиентом и речь зашла о CRM на известном движке. 
- Не напоминайте мне о Б...се. Я на нем сайт сделал 4 года назад, заплатил 3 миллиона, а он так и не дал никаких результатов. В конце концов, сделали новый сат на бесплатном движке, и теперь он есть в сети, - о том, работает ли новый сайт, клиент умолчал. 
Очевидно, что он купил классический "мраморный телефон" - красивая обертка, высокая цена, нулевой результат. О том, что сайт это сложная система из разных элементов, текстов, дизайна и постоянной работы с ним специалистов из нескольких областей, клиент видимо не знает. Тот, кто делал ему этот сайт, об этом умолчал - не знал тоже или не хотел заморачиваться. В результате клиент купил еще один такой бесполезный кусок мрамора, но за сущие копейки. Видимо, решил, что виноват неправильный кусок, из которого был сделан первый "телефон". Цена позволяет ему не беспокоиться о том, несет новый сайт какую-то прибыль или нет. Так и живет с двумя "телефонами" от Хоттабыча - один дорогой в памяти, второй подешевле в сети. От обоих толку нет. 
То же самое в бухучете. Приходят люди и с порога начинают жаловаться на своего бывшего бухгалтера. Доходило до того, что клиент платил бухгалтеру, а тот вообще НИЧЕГО не делал. От слова СОВСЕМ. Обнаружилось это, когда начались блокировки счетов, претензии от налоговой и прочие неприятности. В результате директор заплатил бухгалтеру один раз за свое непонимание устройства "телефона", а затем нам за восстановление его бухучета и сдачу ВСЕХ отчетов за весь предыдущий год. 
Самое смешное, что заказчики в таких случаях даже не хотят покупать такой "телефон". Сайт они покупают, потому-что "у всех есть сайты", "это тренд", "бизнес без сайта - не бизнес" и т.д. Причина покупки - стереотипы. 
Бухгалтера нанимают, потому-что налоговая требует отчитаться, а самим очень не хочется возиться с бумажками. Причина покупки - требование государства и закона отчитаться и заплатить налоги. 
При этом работающий сайт - не предмет понтов, а именно что эффективный инструмент привлечения клиентов и дополнительных продаж. Бухгалтер не только сдает отчеты, но вообще-то собирает всю информацию о вашей деятельности и может в любой момент выдать вам данные о состоянии дел в компании - есть ли прибыль, сколько ее, уровень закредитованности, наличие рисков и т.д. А отчетность и налоги в этом списке даже не на 10-м месте. 
Нежелание хотя бы поверхностно разобраться в предмете договора, надежда на "дорого, значит качественно", убежденность, что профи решит все ваши проблемы, даже если вы о них ничего не знаете. Big mistake. 
2 вывода в конце: 

  1. Не доверяйте Хоттабычу 
  2. Не будьте Хоттабычем 

Всем удачи!
P.S. Кстати, пересмотрите старый фильм про Хоттабыча. Может, еще что-то интересное найдете))


Задайте вопрос Елене Викторовне, директору Бюро