Бухгалтерский учет в организациях

30.01.2017

Постановка бухгалтерского учета в организации

Хозяйственная деятельность организации предполагает систематизацию и документирование имеющихся и полученных данных, анализ полученной информации и составление на основе вышеперечисленного бухгалтерской отчетности. При этом используются такие объекты, как доходы, расходы, активы, обязательства, иные факты хозяйственной деятельности. 

Как вести бухучет в ООО? Основной бухгалтерский закон, которому подчиняются юридические лица ― «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ. Кроме того, регулирующими документами выступают федеральные, отраслевые стандарты, прочие рекомендации в области бухучета. Федеральные стандарты (ПБУ) являются основополагающими, устанавливают следующие параметры:

  • определяются признаки объектов учете, формируется порядок их классификации, принятия и списания;
  • устанавливаются способы учета операций в денежном выражении, регламентируется порядок пересчета ценностей из иностранной валюты в отечественную;
  • принимаются требования к формированию учетной политики, в том числе к проведению инвентаризации, документообороту и иным критериям;
  • регламентируется использование плана счетов;
  • определяется состав бухгалтерской отчетности, раскрывающий финансовое положение субъекта;
  • утверждаются способы, на основании которых предполагается ведение бухгалтерского учета ООО и прочих организаций.

Требования к бухгалтерской отчетности

Принятая организацией совокупность способов ведения бухгалтерского учета зависит от специфики учреждения, объемов работ. Общие положения отражаются в учетной политике, которую каждое юридическое лицо вправе разработать самостоятельно. Но при этом следует руководствоваться положениями действующих стандартов и иными бухгалтерскими нормативными актами.

Бухгалтерский учет организации может вести не только главный бухгалтер. Допускается возложение этих обязанностей на сторонние лица или руководителя.

Некоторые организации имеют право на ведение учета и формирование отчетности в упрощенном виде. Такой способ доступен для субъектов малого предпринимательства, НКО и прочих учреждений согласно законодательству. Исключение составляют:

  • жилищные кооперативы;
  • центры МФО;
  • политические партии;
  • некоторые учреждения юридической направленности (нотариальные конторы, коллегии адвокатов);
  • организации, чья деятельность подлежит обязательному аудиту.

В целом же бухгалтерский учет, вне зависимости от действующей учетной политики и выбранного способа формирования, должен отвечать принципам прозрачности. Сформированная по итогам деятельности отчетность обязана содержать в себе все достоверные данные, позволяющие заинтересованным лицам разобраться в финансовом положении предприятия на конкретную дату.

Состав бухгалтерской отчетности может включать в себя:

  • бухгалтерский баланс;
  • отчет о прибылях и убытках;
  • отчет о движении денежных средств;
  • отчет об изменениях капитала;
  • иные формы.

Ведение бухучета в ООО по упрощенной схеме требует формирования лишь первых 2-х пунктов из списка.

Бухгалтерский учет в коммерческих организациях дает представление прежде всего о величине полученной прибыли по результатам работы. Отчетность таких учреждений может быть востребована не только контролирующими органами (Росстат, ФНС). Нередко баланс и его формы предъявляются для получения заемных средств, совершения сделок с контрагентами и в соответствии с иными требованиями законодательства. 

Бухгалтерский учет в НКО

Обязанность по ведению бухучета сохраняется и для некоммерческих организаций (НКО), целью которых не является получение прибыли и дальнейшее ее распределение между учредителями. Как правило такие структуры создаются для обеспечения социального, культурного обслуживания.

Форма ведения бухгалтерского учета ООО практически совпадает с правилами, действующими для НКО. Также присутствует необходимость в составлении отчетности. Некоторые же некоммерческие организации вправе пользоваться упрощенными формами ведения учета, за исключением политических партий, учреждений госсектора и прочих согласно положениям закона о бухучете.

НКО руководствуются во многом теми же нормативными документами, что и прочие учреждения. Однако здесь есть и существенные различия. Так, государственные и бюджетные образования пользуются иным планом счетов для бюджетного учета.

Источник: сайт Современный предприниматель (С)


Задайте вопрос Елене Викторовне, директору Бюро