В начале июня этого года налоговая выпустила интересный приказ. Приказ нигде официально не публиковался, да и многие издания его обошли стороной. А зря — в нем много интересного. Темой стали налоговые риски.
С 2013 года налоговая тестирует автоматизированную систему контроля возмещения НДС. Она основана на риск-ориентированном подходе при проведении налоговых проверок. Чем чаще вы нарушаете закон (или чем выше риск того, что вы его нарушите), тем чаще и тщательнее вас будут проверять.
Июньское письмо — не единственная новость для бухгалтеров. Государство продолжает активно бороться с серыми схемами и вводит все больше новых требований и ограничений для тех, кто их использует. Подробнее - в этом материале.
Борьба с обналичкой, серыми схемами и однодневками, противодействие оффшорам давно стали лейтмотивами налогового (и не только законодательства). Сегодня мы поговорим о пакете изменений, которые существенно усложнят жизнь налогоплательщиков.
Фактически такой подход состоит из трех основных шагов:
Приказ более подробно рассказывает о том, как система управления рисками будет работать.
Интересно, что все налогоплательщики будут условно разделены на три категории:
Во-первых, для того, чтобы при определении налоговых деклараций по НДС к возмещению, требующих проведения своевременного полного комплекса мероприятий налогового контроля не допустить возмещение НДС недобросовестным налогоплательщикам, в отношении которых невозможно в дальнейшем провести результативную выездную налоговую проверку (неплатежеспособность, ликвидация после получения возмещения).
Во-вторых, она будет полезна при определении очередности и перечня мероприятий налогового контроля в ходе отработки расхождений, выявленных в налоговых декларациях по НДС к уплате, а также необходимости поиска выгодоприобретателя с целью осуществления своевременного полного комплекса мероприятий налогового контроля для результативной камеральной налоговой проверки и возможности взыскания доначисленных сумм налога.
А также эта система будет полезна при определении роли налогоплательщика при построении схемы поставщиков и покупателей для поиска выгодоприобретателя.
Данные система будет получать на основе, конечно, деклараций по НДС, а также тех документов, которые налогоплательщики предоставляют в налоговую. Причем документы будут смотреть не только у проверяемой организации, но и у всех ее контрагентов. И если у контрагента что-то не в порядке — это «минус» в копилку сведений об всех, кто с ним работал.
Какие меры налоговая посчитает достаточными при проверке добросовестности контрагента? Ответ на этот вопрос дает Письмо ФНС России от 24.06.2016 N ЕД-19-15/104 «Об оценке рисков при выборе контрагентов в целях избежания получения необоснованной налоговой выгоды».
Так, налоговая указывает, что должностные лица, ответственные за предоставление государственной услуги, не вправе давать правовую оценку актов (решений), действий (бездействия) налоговых органов или их должностных лиц, иных обстоятельств и событий.
Иными словами — налоговые органы не несут ответственности за выбор налогоплательщиком контрагентов и возможное в связи с этим наступление для него неблагоприятных последствий, в том числе налоговых.
ФНС России рекомендует при оценке налоговых рисков, которые могут быть связаны с характером взаимоотношений с некоторыми контрагентами, исследовать среди прочих следующие признаки:
Сведения об адресах, указанных при государственной регистрации в качестве места нахождения несколькими юридическими лицами (так называемые адреса «массовой» регистрации, характерные, как правило, для «фирм-однодневок»), а также наименования юридических лиц, в состав исполнительных органов которых входят дисквалифицированные лица, также размещены на сайте ФНС России и этими базами тоже нужно пользоваться.
ФНС правда, с оглядкой на недавнюю практику делает оговорку о том, что факт нарушения контрагентом налогоплательщика своих налоговых обязанностей сам по себе не является доказательством получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды. Налоговая выгода может быть признана необоснованной, если налоговым органом будет доказано, что налогоплательщик действовал без должной осмотрительности и осторожности и ему должно было быть известно о нарушениях, допущенных контрагентом, в том числе в силу отношений взаимозависимости или аффилированности с налогоплательщиком. Однако, если налогоплательщиком будет подтвержден факт сделки, претензии будут предъявлены его контрагенту.
В Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» внесли очередные поправки, которые обязывают бизнес раскрывать своих конечных бенефициаров. Государство получит доступ к информации, предоставляемой в банки. Компания не сможет воспользоваться услугами кредитных организаций, не раскрыв своих выгодоприобретателей. В ситуации, когда конечные бенефициары неизвестны, нужно будет доказать, что организация приняла все меры для того, чтобы проверить, куда уходят прибыли от ее деятельности. Если в банк будет предоставлена неполная информация, он не сможет оказывать обслуживать такого клиента.
Государство активно продвигает курс на деоффшоризацию. В налоговое законодательство также недавно были внесены изменения, обязывающие раскрывать информацию об иностранных счетах, открытых в зарубежных банках. Серия поправок ужесточила требования к раскрытию информации об иностранных участниках российских юрлиц в налоговой отчетности.
В практике бывали ситуации, когда у компаний с иностранным участием требовали информацию об их бенефициарах, например, при заключении договоров железнодорожных перевозок. Компании выигрывали такие споры, доказывая, что оснований для раскрытия такой информации нет. Сейчас, учитывая изменения в законодательстве и общие тенденции его развития, работать станет сложнее.
Читайте еще материалы по теме:
Налоговая будет вычислять аффилированные компании по IP
«Под подозрением»: какие фирмы налоговая посчитает подозрительными?