Получение ЭЦП - плюсы и минусы. Частые вопросы про электронно-цифровую подпись

21.09.2017

Определение из Википедии:

Электро́нная цифровая по́дпись (ЭЦП), Цифровая подпись (ЦП) — реквизит электронного документа, полученный в результате криптографического преобразования информации с использованием закрытого ключаподписи и позволяющий проверить отсутствие искажения информации в электронном документе с момента формирования подписи (целостность), принадлежность подписи владельцу сертификата ключа подписи (авторство), а в случае успешной проверки подтвердить факт подписания электронного документа (неотказуемость)

Преимущества ЭЦП

  1. Можно сдавать любые отчеты в ИФНС с помощью компьютера - это экономит время (поездки на почту или в налоговую), деньги (конверты, бумага, тонер, зарплата и транспорт бухгалтера за время в разъездах) и нервы (отчеты с ЭЦП принимаются в автоматическом режиме)
  2. ЭЦП принадлежит предприятию, даже если хранится на сервере регистратора, а пользуется ей удаленный бухгалтер в другом городе. Вы в любой момент можете передать ее без всяких расходов другому уполномоченному лицу или аутсорсинговой компании
  3. Электронная подпись используется для организации внутреннего и внешнего документооборота. Нет нужды запрашивать закрывающие документы у контрагентов, а также нагружать почту подписанными накладными - все передается через интернет в зашифрованном виде и исключает подделку подписей, печатей и прочих реквизитов.
  4. Стоимость получения и поддержания ЭЦП мизерная в сравнении с экономией всех ресурсов. Мы получим для вашего предприятия ЭЦП за 2500 рублей. Изготовление криптографического ключа на физическом носителе ("флешка") - 700 рублей. 
  5. Сдавая отчетность, заверенную ЭЦП, вы всегда в курсе всех требований ИФНС. Мы перешлем все документы и требования, поступающие в ваш адрес на указанную вами электронную почту. 

Обязательное применение ЭЦП

С 1 мая 2015 года предприятиям Москвы и Московской области можно сдавать отчетность по НДС только через интернет, подписывая декларации электронно-цифровой подписью. Остальные регионы не имеют такого ограничения. Предприятия могут выбирать способ подписания документов - через уполномоченную бухгалтерию по доверенности или с помощью все той же ЭЦП.

Тем не менее, налоговые органы, борясь с обналом и увеличивая собираемость налогов, начали под разными предлогами отказывать в приеме отчетности по доверенности. Обычно это выражаетсяв том, что вызывают "живого" директора в инспекцию или просят принести оригинал доверенности. Стоит заметить, что данные требования не совсем законны. Но спорить по этому поводу долго и дорого. Рекомендуем сразу получить ЭЦП и забыть о мелких каверзах налоговиков.

Как получить ЭЦП?

 Для получения ЭЦП нам нужен сначала только ИНН предприятия или ИП. По нему мы возьмем выписку из ЕГРЮЛ (ЕГРИП) и подготовим необходимые документы:

  1. Доверенность на генерацию ЭЦП на защищенном носителе
  2. Доверенность на получение ЭЦП уполномоченным лицом
  3. Заявление на изготовление ключа

Документы мы отправим на вашу электронную почту.

Осталось всего 5 шагов:

  1. Проверьте правильность основных реквизитов. Распечатайте документы, подпишите их, поставьте печать и отсканируйте.
  2. Сделайте копии документов директора: паспорт первая страница и СНИЛС (для ИП нужна также страница с пропиской), заверьте печатью предприятия и подписью (Ничего не пропускайте: "Копия верна", Генеральный директор, подпись, ФИО, дата), отсканируйте их тоже.
  3. Отправьте нам сканы (заверенные копии паспорта, СНИЛС и 4 подписанных документа) на почту 123@lefterova.ru.
  4. Мы проверим правильность заполнения документов и отправим к вам курьера за оригиналами: укажите, пожалуйста, адрес и время, когда удобно передать оригиналы документов (2 доверенности, заявление - оригиналы) и заверенные ксерокопии с синей печатью (паспорт и СНИЛС директора).
  5. Стоимость изготовления и получения ЭЦП у регистратора в общей сложности 3200 рублей. 

Как только мы получим оригиналы (обычно 1-2 дня), мы сможем сдавать для вас любые отчеты в ИФНС за 5 минут.

Можно ли воспользоваться ЭЦП самому или только через уполномоченную бухгалтерию?

Это, наверное, единственное ограничение, требующее дополнительных расходов. Дело в том, что для использования ЭЦП требуется доступ в личный кабинет. Стоимость доступа составляет 9 000 рублей в год. В случае, когда вы предоставили ЭЦП в распоряжение бухгалтера на аутсорсинге - покупать такой доступ не требуется. У нас уже есть корпоративный доступ, к которому мы и подключим вашу подпись.
Важно помнить, что вы в любой момент можете отозвать свою подпись у бухгалтера (аутсорсинговой компании) и передать ее другому лицу или оплатить доступ в личный кабинет и использовать ЭЦП самостоятельно.

Задайте вопрос Елене Викторовне, директору Бюро