Подотчет или собственные средства? Ловушка для предпринимателя

11.04.2024

На днях к нам обратился предприниматель за мини-аудитом, то есть проверить, как ведется учет в компании.

Компания - ООО на упрощенной системе налогообложения доходы минус расходы (УСН Д-Р). Учредитель, директор и единственный сотрудник этой компании – это одно лицо. То есть он сам учредил, сам назначился директором, сам работает. Оказывает услуги B2B в Екатеринбурге, Москве и других городах.

Начинаем смотреть базу в 1С и тут же натыкаемся на несколько проблем. Обратим внимание в этом материале только на одну - самую распространенную ошибку. Чаще всего такая ошибка встречается в компаниях, где директор, собственник, учредитель – это одно лицо.

Ожидание

Ошибка в том, что директор не отделяет себя от юридического лица. То есть он думает, что это все его. Но по факту регистрация ООО создает новое лицо. И деньги ООО не принадлежат ни учредителю, ни директору, ни сотруднику. Это деньги юридического лица. Тем не менее, сотрудник, директор, перечисляет деньги, прибыль всю, которая осталась после всех платежей, себе на карту и тратит ее как свои собственные деньги.

Реальность

По закону же предприниматель должен, как учредитель, взять у компании дивиденды, которые компания, как юридическое лицо, разрешает ему забрать, из нераспределенной прибыли. С этих дивидендов он, как физическое лицо, должен заплатить 13% НДФЛ.

Естественно, никто не хочет эти 13% платить, поэтому переводят себе на карту, в лучшем случае, берут сами у себя в подотчет и тратят. Налоги не платятся.

Ловушка

Вот этот подотчет копится годами и начинает в какой-то момент составлять значительные суммы. В данном случае мы обнаружили, что на балансе предприятия висит больше 10 000 000 рублей подотчетных средств. То есть директор переводил себе на карту деньги и никак за них перед компанией не отчитывался. Да и не мог отчитываться, потому что официальных расходов он на компанию с этих денег не нес.

Таким образом компания может функционировать достаточно долго. Но возникают риски, которых предприниматели зачастую даже не понимают. Что, если вдруг налоговая начнет смотреть в баланс компании, она эту сумму увидит и задаст вопрос: "Что это за деньги? Почему за них никто не отчитывается? Почему компания не требует эти деньги вернуть, если она выдала эти деньги подотчет и расходов нет?"

Последствия

  1. Налоговая посчитает это, как дивиденды, и попросит с этих 10 миллионов, 1 300 000 отдать в бюджет единовременно. Ну как с доходов физического лица учредителя. Возникает неприятная ситуация, потому что не всегда у человека есть одномоментно этот миллион. Предприятие небольшое, он себе на хлебушек зарабатывает, он копил этзадолженность в течение нескольких лет, а тут его просят единомоментно оплатить. Естественно это очень сложно: с оборота выдергивать или где-то занимать зачастую очень неудобно.
  2. Второй вариант, когда налоговая считает эти деньги директору, как зарплату. Тут, конечно, есть нюансы, но, тем не менее, с этой суммы налоговая захочет не только 1 300 000 рублей в виде НДФЛ получить, но еще и добавит зарплатные налоги, которые составляют от 15 до 30 процентов. Понятно, здесь все можно оспаривать, но тем не менее это сложная ситуация.
  3. Но есть еще третий риск, что если у вас на балансе накопилась значительная сумма и недоимка составляет вместе со штрафами, пениями и прочими начислениями больше 15 миллионов рублей - это уголовно наказуемое деяние, и вы, в принципе, можете уехать в СИЗО.

К размышлению

В данной ситуации нужно понимать, что подобные действия с точки зрения государства являются уклонением от уплаты налогов, попросту говоря, кражей государственных средств. Как бы вы сами это не воспринимали. "Ой, сумма небольшая, да это же мои деньги" и все остальное.

Нет, это не ваши деньги. Это деньги, принадлежащие государству по общественному договору и по закону. Государство вам предоставляет возможность вести бизнес, в обмен хочет получить свой налог. Будьте любезны исполнять.

Почему эта схема так прижилась и долгое время существовала и только сейчас она стала особо опасной? Потому что еще буквально несколько лет назад можно было различными способами ООО, то есть компанию, каким-то образом "слить", перевести в другой регион на другого учредителя или директора и так далее. Или вообще бросить ее, или еще что-то сделать. Но сегодня это практически невозможно. Ликвидировать официально с такими долгами вы тоже ее не сможете.

Поэтому сегодня, если у вас в компании практикуется подобный подход, вам нужно задуматься о том, что вы будете делать с этим долгом на балансе завтра. Подумайте!

Это ловушка, в которую предприниматель загоняет себя, как правило, сам, не осознавая последствий. Чаще всего это не осознанное преступление. Это непонимание рисков, финансовая неграмотность и незнание законов.

К действию

Все знают, что налоги надо платить. Тут все просто. А вот оценить правильно риски и выстроить финансовую дисциплину - сложнее. Сегодня перекрыты практически все схемы по сливанию таких компаний и таких расходов в никуда. Ежегодно силивается контроль за деятельностью предприятий. И, соответственно, риски подобного подхода к расходованию средств компании становятся на порядок выше, чем 5, тем более, 10 лет назад. Поэтому, пока это не стало большой большой проблемой, прямо сегодня нужно задуматься.

  1. Оцените масштабы проблемы: запросите реальный баланс у бухгалтера и попросите пояснить все цифры.
  2. Продумайте способы уменьшить задолженность - способы есть, хоть и не все вам понравятся.
  3. Начните планомерно решать проблему, а параллельно займитесь развитием бизнеса!

Рискуйте только там, где это разумно. Удачи вам в делах!


Задайте вопрос Елене Викторовне, директору Бюро