Об аутсорсинге для больших и малых

20.10.2018

Рынок аутсорсинга бухгалтерских услуг занимает по оценкам экспертов в России всего около 2%. В США, например, 56% компаний пользуются услугами сторонних бухгалтеров. Чувствуете разницу?

В России рынок еще формируется, конкуренции почти нет (наше сугубо частное мнение) - качественные услуги представляют лишь немногие аутсорсеры, хотя предложений на рынке Екатеринбурга более 800 (по данным Банка Точка). Предприниматели бросаются в 2 крайности:

  • нанимают штатного бухгалтера - дорого, надежность сомнительная
  • нанимают стороннего бухгалтера, исходя из стоимости предложения - чем дешевле, тем лучше, про результаты скажем так - русская рулетка с 5 патронами в барабане из 6... 

О том как найти золотую середину, не впадая в крайность, мы не раз писали. В своем блоге мы хотим поделиться чужим мнением о том, зачем и кому в принципе нужен аутсорсинг бухгалтерии. Деловой Квартал напечатал авторский материал, выдержку из которого мы здесь и приводим.

Алексей Овакимян, старший партнер аудиторско-консалтинговой группы «Авуар», член комитета по инвестиционной политике торгово-промышленной палаты РФ:

"...В России слишком много людей работает в бэк-офисе — это люди, которые обрабатывают входящую информацию, переносят ее с бумаги на компьютер, а потом же на компьютере переносят из программы в программу.

Традиционный экономический блок предприятий — это люди, которые получили вовремя бумажку, занесли ее в 1С, а посчитали это бухгалтеры. Дальше есть экономисты — тоже высоко стоящие специалисты, которые из 1С информацию взяли, перенесли ее в Excel и по-новой пересчитали. И доложили шефу. Работу этих людей нужно оптимизировать, использовать аутсорсинг. Но перед этим — надо разобраться в бизнес-процессах, исключить лишнее и автоматизировать оставшееся. Автоматизация без изменения бизнес-процессов — это самообман.

Так вот почему наш АУП (Административно-управленческий персонал) в 7 раз дороже, чем американский! Да, требований отчетности больше, и они непростые, у американцев попроще. Но смотрите, есть система электронного документооборота, которой уже 20 лет. Есть там цифровая подпись, и документ, подписанный электронной подписью, гораздо надежней, чем подписанный вручную. Девять из десяти налоговых проверок, из-за которых возникают споры, вызваны тем, что документ подписал непонятно кто. А электронный документ автоматически отображается в отчете. Интернет-банк есть, есть система закупок и тендеров — они электронные и интегрируются с той системой электронного документооборота, которой вы управляете бизнесом. Есть куча стартапов по подбору персонала, которые работают в режиме онлайн. Всю эту систему нужно настроить и использовать — бэк-офису пора перестать занимать место и начать работать головой.

И в чем проблема? Ко мне как-то обратился директор одного завода. И говорит: «Вот ты как-то говорил про автоматизацию — такая фигня, зря я тебя послушал». Я отвечаю: «Ну-ка расскажи, в чем проблема». Оказывается, он заказал электронный документооборот, купил ERP (информационная система для управления компанией — прим. ред.),  и сегодня в бухгалтерии сидит 40 человек, хотя раньше сидело 20. Я не понимаю, спрашиваю: «Зачем?». Оказалось, для того, чтобы разбираться в этом ERP. Я спросил, кому он поручил внедрять автоматизацию. Выяснилось, что главному бухгалтеру.

То есть он ей сказал: «Внедри эту систему», а потом я сокращу штат бухгалтерии. Сидели женщины, зарабатывали приличные деньги, пользовались авторитетом и уважением, и им сказали внедрить какую-то ерунду, которая позволит компании обходиться без них. Вот они и отомстили. Аутсорсинг — это когда ты за счет «умных решений» можешь уменьшить издержки. Но штатный специалист никогда не сократит издержки на себя самого.  

В этом процессе интересы работодателя и работника не совпадают. Каждый хочет получить максимум прибыли с наименьшими издержками. А касса — одна. У аутсорсера ситуация иная. Он ограничен стоимостью контракта, понимает, что заказчику это должно быть выгодно. Несет ответственность за качество и сроки. И уже в этих условиях оптимизирует свои издержки. На зарплате экономить не получается — есть рынок труда — значит, нужны технологии.

Но это работает только в частном секторе, где есть понятный выгодоприобретатель — владелец бизнеса — и прибыль с эффективностью, в которых он заинтересован..."

Полный текст материала А.Овакимяна в Деловом Квартале

О том, какие технологии сегодня используются в Аутсорс-бюро Лефтеровой, мы подготовили отдельный большой материал. Когда мы рассказываем о том, какие программные комплексы используем и как обеспечиваем безопасность данных клиента и своих, кто-то удивленно поднимает брови: и такое уже есть на свете? 

Такая реакция на привычные уже для нас вещи приятна и мотивирует двигаться в этом направлении дальше. Вы с нами?


Задайте вопрос Елене Викторовне, директору Бюро