Ни кнутом, ни пряником. Как государство проигрывает борьбу с самозанятостью населения

19.06.2017

Сначала этого года в нашей стране введены налоговые каникулы для самозанятых граждан, однако эта мера не повлекла за собой массовую регистрацию россиян в качестве индивидуальных предпринимателей, и СМИ говорят о том, что первые попытки правительства легализовать теневую занятость терпят неудачу. Насколько велика эта проблема, как государство пытается ее решить и почему эти усилия не дают положительных результатов?

Масштабы «бедствия»

К самозанятым принято относить граждан, которые зарабатывают себе на жизнь самостоятельно, без привлечения наемных работников и не имеют при этом статуса индивидуального предпринимателя. В данную категорию попадают няни, репетиторы, домработницы, переводчики, фотографы и многие другие виды профессий и услуг, в том числе и то, что принято называть фрилансом. Эти граждане не платят налогов и взносов в социальные фонды, и поэтому государство постоянно ищет способы вывести их из тени. Особенно сильно этот вопрос стал заботить чиновников в последние годы в связи с бюджетными проблемами.

Точное число самозанятых россиян не известно, оценки их количества даются самые разные – от 12 млн человек по версии Минтруда до 30 млн человек по подсчетам экспертов РАНХиГС. Минэкономразвития озвучивает цифру 16 млн самозанятых, Росстат называет цифру 25 млн человек. Иными словами, такой разброс оценок (более чем в 2 раза) даже внутри правительственных структур говорит о том, что нет ни единой методики подсчета числа самозанятых, ни хотя бы ориентировочного представления о масштабах проблемы. Но война этому «бедствию», тем не менее, объявлена.

Методы ведения «боевых действий»

Тема борьбы с теневой занятостью беспокоит российских чиновников уже много лет. В 2012 году были повышены страховые взносы для индивидуальных предпринимателей, после чего более 700 тыс. ИП снялись с налогового учета. А в 2014 году в связи с обострившимися проблемами бюджета стали искать дополнительные источники для налогообложения, вице-премьер Ольга Голодец заявила, что не знает, чем заняты 22 млн человек, и тема самозанятых зазвучала с новой силой. В 2015 году Уполномоченный при президенте России по правам предпринимателей Борис Титов заявил в интервью правительственной газете: «По оценкам Всемирного банка, до 50% нашей экономики в тени. А по данным Минтруда и Росстата, от 12 до 25 млн наших граждан, кроме паспорта, не имеют никакой связи с государством». Эх, не знал тогда еще омбудсмен, что через пару лет некоторым особо выдающимся гражданам с российским (в том числе) паспортом разрешат официально не платить налогов в России, если они делают это в другой стране. Как пострадавшим от санкций.

Кстати, это распространенное заблуждение, что самозанятые не платят налогов. Подобного рода утверждения приводятся вполне намеренно для создания нужного отношения к этому вопросу в обществе. Подавляющее большинство самозанятых относится к малообеспеченной категории, не имеет недвижимости за рубежом и отоваривается в отечественных магазинах. То есть эти люди платят НДС, налог на недвижимость, транспортный и прочие налоги здесь, в России, чего не сказать о «льготниках», особо «пострадавших» от санкций.

Последние несколько лет чиновники периодически выступают с новыми инициативами по поводу легализации трудовой деятельности граждан, депутаты создают законопроекты, предлагаются различные меры вывода самозанятых из тени: продажа патентов, добровольная регистрация в налоговых органах, легализация ремесленной деятельности и создание ремесленных палат в стране.

Осенью прошлого года тема самозанятых обсуждалась на заседании Совета по стратегическому планированию, и президент Путин тогда заявил, что необходимо граждан, работающих на себя, освободить на два года от налогов и дать им возможность легализоваться. А 1 декабря 2016 года Владимир Путин, обращаясь к Федеральному Собранию, потребовал окончательно решить вопрос по самозанятым гражданам в 2017 году.

Дабы подвигнуть сограждан к выходу из тени депутатами и чиновниками предлагаются различные «меры воздействия» на самозанятых. Если из условных «пряников» можно назвать только временное освобождение от уплаты налогов, то в сочинении «кнутов» фантазии законодателей и чиновников куда как разнообразнее.

В СМИ появлялась информация о том, что в правительстве разрабатывают законопроект о взимании платежа с граждан, которые находятся в трудоспособном возрасте, но официально не имеют работы, глава Совфеда Валентина Матвиенко призывала лишить бесплатной медицины теневых самозанятых и ввести статью за тунеядство, сенатор Валерий Рязанский предлагает для незарегистрированных самозанятых ввести запрет на выезд за рубеж, нисколько не смущаясь тем, что подобное ограничение прав есть прямое нарушение Конституции РФ.

Неуловимые предприниматели

Статус самозанятых пока не определен, и законодательная база для вывода из тени этой категории граждан находится в стадии обсуждения. За первые три месяца действия нормы о налоговых каникулах в ФНС поступило лишь 40 уведомлений о получении статуса самозанятых. Не оправдала себя и патентная система вывода из тени для некоторых профессий. В Москве за весь прошлый год было продано всего 1,6 тыс. патентов, что по оценкам экспертов составляет около 1% от числа всех самозанятых «теневиков».

Специалисты утверждают, что такой результат вполне закономерен: наши сограждане прекрасно понимают, что самый лучший способ сэкономить на налогах – это вообще не «отсвечивать» в налоговой. Налоговые каникулы закончатся быстро, а дальше ставки налогов будут только расти.

Также совершенно неработоспособна и патентная система – мало того, что стоимость патента предлагается на уровне 10–20 тыс. руб., что является суммой весьма существенной при тех доходах, которые имеют большинство граждан в регионах страны, так кроме этого необходимо выплачивать еще и страховые взносы, сумма которых в полтора раза выше стоимости патента.

Кстати, мигранты покупают патенты на трудовую деятельность по цене в среднем 2–4 тыс. руб. (в зависимости от региона) и отлично пользуются нашей социальной инфраструктурой.

Моя твоя не понимает

Долгие годы российских граждан приучают к мысли, что будущие пенсии, медицинское обслуживание, образование и прочие социальные блага теперь являются заботой самих граждан. А любые бюджетные траты чиновники подают под таким «соусом», словно бюджет – это результат их личного труда (в некотором смысле так оно и есть) и любые расходы на социалку являются чуть ли не фактом облагодетельствования с их стороны нас, недостойных. В ответ наши соотечественники задаются резонным вопросом – а с какой стати тогда платить налоги и выходить из тени и не лучше ли эти деньги потратить на лечение, образование и так далее.

С обещанными 25 млн рабочих мест, которые могли бы обеспечить хорошие налоговые поступления, как-то не заладилось, и чиновники придумывают разные способы «стрижки» сограждан: пытаются «впарить» самозанятым патенты, штрафовать тунеядцев, не пустить за границу и тому подобное. Понять отношение наших чиновников к согражданам можно из следующего эпизода.

Глава РСПП Александр Шохин, рассуждая осенью прошлого года о статусе самозанятых, подал такую идею: «приравнять их (самозанятых – ред.) к иностранной рабочей силе, которая приобретает патент и может пользоваться всеми услугами социальными». Развивая свою мысль, Шохин даже высказал одну очень смелую, на наш взгляд, гипотезу: «Так вот, может быть наши граждане, они же не хуже иностранцев». Просто бальзам на душу. Растем, однако.


Задайте вопрос Елене Викторовне, директору Бюро