Налоговую заставляют лучше работать и перестать давить на "белый" бизнес

19.04.2017

Из письма ФНС следует, что служба призывает прекратить доначисление налогов за формальные нарушения. К ним относится, например, неверная подпись.

Инспекторы ФНС получили команду "фу"

Налоговики решили ослабить давление на бизнес, пишут «Ведомости». Газета ознакомилась с копией письма, в котором Федеральная налоговая служба разъясняет своим инспекторам, как проводить проверки и доказывать незаконные схемы.Читайте также:Не время для маневра. Налоговую реформу отложили

Служба призывает перестать доначислять налоги за формальные нарушения — например, за неверную подпись в документах. Как отмечает ФНС, главное — это реальность операции, например, получила ли компания товары или услуги.

Бизнес приходится защищать от ленивых налоговиков

Борис Титов, уполномоченный при Президенте РФ по защите прав предпринимателей: 

«Последнее время к нам в Институт уполномоченного обращались десятки людей, потому что с них Федеральная налоговая служба требует уплаты НДС за недобросовестных контрагентов, которые в цепочке этот НДС не выплачивают, то есть тот, кто добросовестный, должен был платить за недобросовестного, даже если он седьмой, десятый от него по цепочке контрагентов. Причем, вся судебная практика была в пользу ФНС практически на 100%, то есть многие компании обращались ко мне и говорили о том, что они на стадии разорения, потому что претензии налоговой службы в таких размерах, которые просто не позволят им дальше существовать. И вот после нашего обращения, обсуждения этого вопроса там, в Федеральной налоговой службе, вышло письмо, которое разъясняет всем региональным службам, что должная осмотрительность распространяется только на контрагента первого уровня следующего по цепочке. Да, его мы можем проверять. Мы должны быть уверены, что у нас правильный налогоплательщик, контрагент первого уровня. За всех остальных мы ответственности не несем. И это уже дело Федеральной налоговой службы, решать проблему с ними».

Что это меняет?

Объясняет партнер компании Taxadvisor Дмитрий Костальгин:

«Можно сказать, что вот цель этого письма — предотвратить достаточно распространенную ситуацию, которая связана с претензиями в отношении сомнительных контрагентов, когда в какой-то мере линейному налоговому органу очень выгодно предъявить претензию к добросовестному плательщику, потому что вот он здесь, никуда не может убежать, и не расследовать цепочку в отношении действительных лиц, которые получили необоснованную налоговую выплату. То есть при такой ситуации получалось следующее: бюджет взыскивал с добросовестного лица, а негодяи получали тоже свое, то есть они были довольны, только вот, условно, налогоплательщик, который никоим образом не извлекал никакой выгоды и выполнял необходимые требования, оказывался ни с чем. И, к сожалению, такой практики за последнее время крайне много, потому что суды по таким делам игнорируют любые доводы налогоплательщика, которые он приводит. Безусловно такое развитие практики, по сути, означало и давало странный сигнал: ловят не тех, которые действительно уклоняются, а ловят тех, кто «белые».

Почему налоговая призвала ослабить давление на бизнес?

Рассуждает руководитель налоговой практики, партнер адвокатского бюро КИАП Михаил Успенский:

«На мой взгляд, на самом деле, письмо — это вынужденная мера, к которой прибегает ФНС после «потепления» практики на уровне Верховного суда. Дело в том, что два последних дела по необоснованной налоговой выгоде по проблемным поставщикам выиграли налогоплательщики. И Верховный суд указывает: просто противоречия в товарах, в сопроводительных документах или, допустим, отказные показания директора-поставщика, почерковедческая экспертиза его подписи — теперь этого недостаточно для того, чтобы обвинять самого налогоплательщика в том, что он участвует в налоговой схеме. И ФНС сейчас понимает, как будет развиваться судебная практика, и приписывает инспекции на местах перестать лениться, четче и лучше собирать доказательную базу, если она предъявляет претензии налогоплательщику в том, что он сотрудничает с плохими поставщиками».

Судиться с налоговой бессмысленно?

Как рассказали юристы, опрошенные газетой «Ведомости», в одном из споров налоговикам для доказательства хватило проверки одной-единственной подписи из анкеты на получение паспорта 13-летней давности, а собирать другие данные налоговики отказались. Юристы говорят, что из-за позиции судов бизнес практически перестал судиться, поскольку считает это лишней тратой сил и времени. При этом, как пишут «Ведомости» со ссылкой на источник, за 2016 год было рассмотрено в три раза меньше дел с участием налоговиков по сравнению с 2015-м.

И тем не менее, предприниматели судятся и выигрывают! Не только в кино, но и в жизни дела выигрывают профессионалы. То есть успех дела определяется несколькими факторами. В их числе:

  1. Доказательная база
  2. Класс вашего представителя в суде

Хотите выиграть спор с налоговой? Звоните налоговому консультанту 8 800 707 87 02 - вместе решим проблему!


Задайте вопрос Елене Викторовне, директору Бюро