Налоговая не приняла декларацию по НДС. Причины, решения

10.03.2019

Налоговая не приняла декларацию по НДС

У нашего клиента не приняли отчет по НДС. Налоговая приводит обоснование - недействующий ключ ЭЦП. Что в такой ситуации делать?

Реальных причин для того, чтобы не принять отчет может быть несколько (доверять словам в требованиях ИФНС мы перестали давно):

  1. ФНС переходит на новое ПО. При переходе от старой базы к новой часть данных может быть утеряна. Налоговая такие косяки исправляет, напрягая всех вокруг... no more comments
  2. компанию клиента заподозрили в противоправных действиях, но доказательств нет. В таком случае проверка может быть осуществлена по надуманным обоснованиям - собираются косвенные доказательства, что компания ведет законную деятельность
  3. реальная техническая неполадка у провайдера ЭЦП (не в этом случае)

Третий пункт (неисправная ЭЦП) исключили в ходе решения ситуации

  • по ЭЦП уже сдавали отчеты за предыдущий квартал, все было в порядке
  • взяли Акт технической экспертизы в СБИС, который подтверждает, что ЭЦП действующая
  • отправили жалобу в инспекцию по месту регистрации налогоплательщика с требованием устранить неполадки на стороне ПО в ИФНС

Эта жалоба, отправленная по ТКС с помощью ЭЦП, в инспекцию не пришла - инспектор, скорее всего, полностью заблокировал документооборот. В устном разговоре на все доводы ответ был один: "Пусть придет директор, чтобы мы могли убедиться, что ЭЦП получена реальным человеком. Требуется идентификация директора" - незаконное требование, совершенно надуманный повод, но здравые доводы не возымели действия.

Следом за первой жалобой отправили вторую уже в УФНС по Москве - этот способ работает безотказно, но мы применяем его, когда все другие способы исчерпаны.

Из общения с налоговой стало понятно, что наиболее вероятной причиной блокировки ЭЦП, стало подозрение в неблаговидных операциях. Такой способ воздействия на налогоплательщика вне закона. Бороться с таким давлением конкретной инспекции можно при помощи жалоб в вышестоящую организацию - УФНС по региону. Есть один минус: жалобу рассматривают в срок до 30 дней, т.е. процесс может затянуться. Если есть время, в документах все в порядке - можно продолжать настаивать на своих законных правах.

Декларацию по НДС в итоге приняли

В ситуации с нашим клиентом было принято решение ускорить процесс и принять условия налоговой, тем более с директором компании уж точно все в порядке. Не принятая декларация по НДС могла принести множество неприятностей контрагентам - вычеты по счет-фактурам нашего клиента может не принять их ИФНС. А самое неприятное, что ИФНС может заблокировать счет клиента за несдачу декларации по НДС, хотя и незаконно.

Конкретная ситуация была решена вне правового поля. Пришлось пойти на уступки инспектору и выполнить несложное требование личной явки директора, чтобы сэкономить время и не подводить партнеров. Труднее пришлось бы в случае, когда директор в длительной командировке или вообще проживает в другом регионе или другой стране. Тогда пришлось бы ожидать реакции на жалобу УФНС и, возможно, идти в суд, т.к. обоснованных поводов не принять декларацию и требовать явки директора у налоговой не было. Практика показывает, что такие споры решаются в пользу налогоплательщика.

 ____________________________________________

P.S. На момент написания этой статьи реакция на жалобу в УФНС еще не поступила. Директор сходил в ИФНС, предъявил паспорт и на том дело решилось.


Задайте вопрос Елене Викторовне, директору Бюро