История возникновения и развития налогового консультирования в различных странах обусловлена особенностями развития налогового законодательства каждой страны.
Наиболее раннее возникновение налогового консультирования относится к 1897 году. Этой датой отмечено начало истории развития системы налогового консультирования в Японии. В 1942 году было создано Объединение профессиональных налоговых консультантов Японии, которое и по сей день выступает гарантом их профессиональной работы. В настоящее время Япония характеризуется широко развитой системой налогового консультирования.
В некоторых странах, в частности, в странах Европы, налоговое консультирование возникло, как составляющая управленческого консультирования, как консультирование по вопросам финансов, включая финансирование предприятий и осуществление финансового контроля операций, в 20–е годы ХХ столетия. Налоговые консультанты имели бухгалтерское образование и опыт работы с фирмами дипломированных частнопрактикующих бухгалтеров.
В Германии профессия налогового консультанта возникла в 1919 году, когда возникла необходимость подготовки специалистов, разбирающихся в налоговом законодательстве, способных оказывать помощь налогоплательщикам, в том числе и применять законные способы минимизации налоговой нагрузки.
Реальное становление налогового консультирования как сферы бизнеса произошло в 60-е годы прошлого столетия, характерной особенностью которых было активное внедрение в управленческий консалтинг крупнейших аудиторских фирм. Специфика их деятельности позволила предлагать услуги по налоговому консультированию на профессиональной основе, так как налоговое консультирование, являясь естественным продолжением бухгалтерских услуг, опиралось на налаживание управленческого учета и управленческой отчетности, различных аспектов внутреннего финансового менеджмента, частью которого является налогообложение, и организацию основных бизнес – функций, которые должны учитывать существующую налоговую систему. Таким образом, становление и развитие управленческого консультирования сопровождается выделением в отдельное направление налогового консультирования.
Налоговые консультанты, оказывая консультационные услуги по финансовым вопросам, в том числе и налогообложения, решали проблемы управления финансовыми и налоговыми отношениями организаций с государством, которые возникали в связи с исполнениями ими обязанностей по уплате налогов и сборов.
По мере развития деятельности организаций, появления новых направлений деятельности или роста количественных и качественных показателей по уже действующим направлениям, решение проблем, связанных с налоговыми обязательствами, становятся все более сложными и ответственными. Недостаточный учет этой стороны финансовой деятельности организации, ошибки в расчетах по налогам с бюджетом часто приводят к серьезным финансовым и моральным издержкам, вплоть до банкротства и ликвидации организации.
Осознавая важность и значимость задач, стоящих перед налоговым консультированием, государство стремится к регулированию деятельности налогового консультанта. Налоговое законодательство, как отрасль права, диктует свои законы, требующие их неукоснительного исполнения. Усложнение налогового законодательства потребовало привлечения в эту сферу деятельности не только профессионалов финансового направления, но и юристов. Во многих странах мира юристы стали специализироваться на налоговом праве и квалифицированно оказывать услуги по налоговому консультированию. В некоторых странах именно юристам предоставлено право оказывать услуги по налоговому консультированию. В некоторых странах произошло разделение полномочий. Так, например, финансовые специалисты взяли на себя обязанности налоговых консультантов в отношении финансово-хозяйственных операций, связанных с непосредственным формированием налогооблагаемых баз по результатам деятельности организаций. Юристы взяли на себя обязанности налоговых консультантов в отношении защиты интересов налогоплательщиков при возникновении споров с налоговыми органами.
В отличие от управленческого консультирования налоговое консультирование в подавляющем большинстве стран мира требует профессиональной подготовки и подтверждения права на оказание услуг по налоговому консультированию, а часто и наличия лицензии.
Во многих странах бухгалтерский учет ведется с ориентацией на налогообложение, то есть в бухгалтерском учете формируется информация о налоговой базе по тому или иному налогу. Так, например, очень сильно влияние налогового законодательства на бухгалтерский учет в Италии и в Германии. Системой своих актов бухгалтерский учет в Италии охватывает гораздо больший круг проблем бухгалтерской практики, нежели профессиональные стандарты по бухгалтерскому учету. Поэтому итальянские бухгалтеры в своей работе ориентируются, прежде всего, на налоговое законодательство. Особую роль играет соблюдение законодательных требований при формировании отчета о финансовых результатах, поскольку именно по его данным определяются налоги, взимаемые с итальянских компаний.
Поскольку итальянские компании составляют отчетность, в основном, исходя из налоговых требований, то для бухгалтеров и менеджеров важно отразить в ней минимальную прибыль, чтобы уменьшить налоговое бремя, следовательно, роль налоговых консультантов здесь выполняют скорее сотрудники организаций, то есть консультанты, обладающие соответствующими знаниями. Убытки, полученные компанией, могут быть отнесены на будущие прибыли в течение пятилетнего периода.
Во многих странах мира составление «налогового» баланса, отчета о прибылях и убытках, налоговых деклараций берут на себя специализированные организации, в которых работают налоговые консультанты, или специалисты – физические лица, налоговые консультанты.
В развитых странах, как правило, консультирование по вопросам налогообложения может осуществляться только специально уполномоченными законом лицами. В той или иной форме государство берет под контроль налоговое консультирование и устанавливает такие правила, по которым оно становится, во-первых, важным и ответственным занятием, а во-вторых, люди, выбирающие для себя это занятие, обязаны подтвердить свой высокий профессиональный уровень.
По материалам VI ежегодной практической конференции Палаты налоговых консультантов России
Налоговые консультации для малого и среднего бизнеса по телефону 8 800 707 87 02 - оспариваем штрафы, пени и неправомерные требования фискальных органов. Звоните!