ФНС проиграла знаковый процесс!

02.11.2021

Запрос документов "вне рамок проверки" теперь вне закона

Произошло знаковое событие в судебной практике налоговых споров

В чем суть?

Налоговые юристы и консультанты знают, что аппетиты ФНС, когда нужно запросить документы у компании, имеют безграничный характер. Налоговики запрашивают все возможные документы, не ограничиваясь периодами запросов, ссылаясь на ст.93.1 НК РФ. Фактически требования со ссылкой на эту статью о представлении документов и информации вне рамок проверки заменяют собой выездную налоговую проверку, так как перечень документов и информации максимально широк.

Эта практика незаконна и суд, наконец, подтвердил это. На днях было вынесено многообещающее решение по одному из налоговых споров (текст решения в конце статьи, или можете ознакомиться на сайте суда с подробностями)

Вкратце суть истории:

В компанию пришло требование из налоговой о предоставлении документов с основанием: «вне рамок налоговой проверки». Запрос был на предоставление документов за период с 1 января 2017 по 31 декабря 2019 года. Налогоплательщик обоснованно отказался предоставлять документы и получил штраф за отказ.
Предпрриниматель обратился с жалобой в УФНС. Вышестоящий орган поддержал инспекцию и штраф не отменил. Тогда налогоплательщик обратился в суд и, ... тадам! выиграл! Суд признал действия ФНС незаконными.

Суды против налоговой периодически выигрываются. Почему же именно эта победа так всех порадовала?

Читаем пояснения в обоснования решения суда:

  1. по смыслу пункта 2 ст.93.1 НК РФ инспекция имеет право запрашивать документы не у вас, а только у ваших контрагентов или иных лиц, у кого такие документы могут находиться
  2. суд пришел к выводу, что иное понимание вышеназванной нормы приводит к незаконному обходу со стороны налоговиков запрета
    - на истребование документов в рамках камеральной налоговой проверки,
    - на истребование документов в процессе приостановления выездной налоговой проверки,
    - на истребование документов по окончании выездной налоговой проверки.
    Более того, иное понимание пункта 2 ст.93.1 НК РФ приводит к возможности постоянного и принудительного мониторинга деятельности налогоплательщика, которая расходится с целью законодателя.
  3. Налоговый орган должен указать мероприятие налогового контроля, в рамках которого запрашиваются документы. Не существует такого мероприятия как «вне рамок налоговой проверки». Указание на «предпроверочный анализ» так же неправомерно, по тем же основаниям. Суд указывает, что в НК РФ есть только 2 вида проверки: камеральная и выездная.
  4. Инспеция затребовала следующие документы:
    - акты о зачете взаимных требований,
    - акты сверки расчетов,
    - доверенности,
    - карточки бухгалтерских счетов,
    - оборотно-сальдовые ведомости.
    Указанные документы не являются документами по конкретной сделке.

Кроме того, суд указал, что истребование документов за три года возможно только при выездной налоговой проверке. Суд пришел к выводу, что запрос такого большого количества документов также накладывает дополнительную административную нагрузку на налогоплательщика.

Если совсем просто: суд признал незаконной практику налоговиков ссылаться на ст.93.1 НК РФ в требованиях налогоплательщикам предоставить широкий спектр сведений и документов. Ранее отсылка налоговиками к этой статье в текстах требований доставляло немало хлопот предпринимателям и налоговым консультантам.

Ждем теперь, что это решение суда благоприятно повлияет на судебную практику и стимулирует ФНС провести мероприятия по искоренению злоупотреблений со стороны инспекторов.

Полный текст решения по делу №А40-105384/21-116-594 от 14.10.2021 года.


Задайте вопрос Елене Викторовне, директору Бюро